Будут ли в школе преподавать шахматы?

Шахматы скоро, возможно, станут обязательным предметом в младшей школе. Президент FIDE Кирсан Илюмжинов попросил Министра образования поддержать инициативу о введении шахмат в учебный курс 1-4 классов в качестве обязательного предмета.

Новых часов не будет

Немного раньше это же предложение внёс в Совет Федерации Вадим Тюльпанов, общественный деятель и сенатор. По мнению инициаторов подобного нововведения, шахматы в качестве обязательной дисциплины повысят общий уровень образования.

Чем обоснована такая позиция? Не может ли она отражать личное отношение авторов инициативы к этой старинной игре? И предпочтительнее ли шахматы, например, хорового пения? О хоровом пении в ноябре 2016 года говорила вице-премьер Ольга Голодец, обещав, что оно станет обязательным уроком и в каждой школе появятся хормейстеры и концертмейстеры. При этом добавила, что дополнительных часов на хоровое пение не предусмотрено, так как дети и так перегружены. Кстати, не предусматривают дополнительных часов на уроки шахмат и авторы новой инициативы. Сенатор Вадим Тюльпанов предложил заменить шахматами один из уроков физкультуры.

Практическая польза 

Кирсан Илюмжинов считает шахматы не только интересной игрой, но и занятием, прививающим математические навыки, позволяющим лучше ориентироваться во времени и даже развивающим умение стратегически мыслить. Согласно статистическим данным, которые приводит FIDE, шахматы улучшают успеваемость младших школьников.

О практической пользе шахмат в рамках школьной программы говорит и Вадим Тюльпанов. Если ученик по медицинским показаниям освобождён от уроков физкультуры, он сможет играть в шахматы и приобщиться, таким образом к участию в спортивных соревнованиях и ощутить вкус борьбы за победу.

Шахматы в школе уже сегодня

Третий урок физкультуры в 250 школах Москвы отдан шахматам, а в Ханты-Мансийском округе в городе Югре — шахматы обязательный урок для всех младшеклассников. Уже сейчас специально созданный для поддержки инициативы фонд «Шахматы в школе» начал подготовку учителей физкультуры и педагогов начальных классов. Издательство «Просвещение» подготовило учебники, рабочие программы, методические материалы.

Курс обучения рассчитан на 135 уроков: 33 урока в 1-ом классе, и по 34 урока в трёх последующих.

По мнению экспертов, уроки шахмат повысят качество образования и разовьют такие необходимые качества, как память, внимание, дисциплину. Немаловажно то, что для полноценных уроков нужен недорогой инвентарь: комплекты шахмат с доской, а также большая магнитная демонстрационная доска.

По мнению психологов, шахматы способствуют воспитанию сосредоточенности, памяти и логики. У детей, которые слишком много времени пребывают в сетевом и виртуальном пространстве, с этим наблюдаются определённые трудности. Кроме того, шахматы развивают самостоятельность. А ещё, по мнению психологов, в возрасте 6 -10 лет у ребёнка формируется механизм «действий в уме», и шахматы намного лучше, чем прочие учебные и развивающие дисциплины, способствуют его правильному формированию.

Шахматы как модель конфликта

Что такое шахматы как таковые? Это модель конфликта, противостояния, в котором есть жёстко заданное количество начальных ресурсов, но вариантов развития конфликта может быть бесконечно много. Получается, что шахматы это конкурентная площадка, на которой обучающийся конкурирует с равным по силе соперником.

Такая игра формирует стрессоустойчивость. Тот, кто не способен долгое время выдерживать состояние нервного напряжения, не сможет выиграть, особенно при ограничении по времени.

Еще одним эффектом от игр становится умение сдерживать эмоции.

Поэтому есть у шахмат очень полезная функция, применимая к сегодняшнему дню.

В условиях роста конкурентности среды особенно важно умение думать на далёкую перспективу и правильно распределять ресурсы, продвигаясь к цели.

Ещё одна положительная особенность шахмат — тренировка мозга. Ребёнок, играющий в шахматы, учится преобразовывать обычный детский конфликт, часто решаемый на физическом уровне, в интеллектуальный. Можно сказать, что шахматы – модель бизнес-соперничества, в которой можно победить, проиграть или достичь временного компромисса. Умение побеждать и проигрывать воспитывает волю к победе и умение верно расставлять приоритеты.

Мнение общественности

«Российская газета» провела широкий опрос родительской общественности на тему обязательных уроков и получила широкий спектр разнообразных мнений. Далеко не все они оказались положительными. Правда, родители, в основном, не сомневаются в пользе шахмат как таковых, их беспокоит появление ещё одного обязательного предмета в напряжённой школьной программе. Причём предмета «сидячего», ведь час для шахмат планируется забрать у урока физкультуры.

Часто высказывается и мнение, что к шахматам не стоит относиться как к научной и учебной дисциплине. Прежде всего – это развлекательная игра, от которой нужно получать удовольствие. Да игра намного полезнее, чем большинство компьютерных игр, но некоторые люди спрашивают, не проще ли оставить её в качестве факультативного курса – для желающих?

У педагогов возникают опасения другого рода. Если шахматы становятся обязательным школьным предметом, то у них, как и у остальных предметов, должна предполагаться итоговая аттестация. Есть ли готовое решение о том, как именно она должна проводиться? Предполагается ли выставлять ребёнку оценки за знание шахматных ходов? Или отличные оценки получат те, кто выиграл большее количество партий? Найдутся ли в достаточном количестве учителя–энтузиасты шахматной игры, способные работать с детьми с различной мотивацией, разной степенью ранимости и способные донести красоту шахмат до любого ребёнка?

Положительно родители отнеслись к предложению занять шахматами не урок физкультуры, а резервные часы, которые имеются в любой школе, и использовать она их может по своему усмотрению. Обычно такие часы отдают таким предметам как национальный язык, МХК, КРК. В этом списке, по мнению родительской общественности, уроки шахмат как никогда уместны.

Есть ещё одно интересное мнение, с которым согласна часть родителей. Не будет ли более взвешенным решением ввести в школьное расписание не шахматы, а предмет «логические игры»? Такой предмет, при грамотном подборе игр, будет интересен намного большему числу первоклассников. И если основной причиной введения шахмат в учебный план инициаторы называют развитие логического мышления, то курс «логических игр», в силу его большего разнообразия, справится с этой задачей ничуть не хуже.

Шахматы как практическая деятельность 

Вот что говорят о шахматах как об обязательном учебном предмете эксперты, написавшие об этой игре множество прекрасных книг.

Чтобы сделать шахматы обязательным для всех школьников предметам, надо убедиться в том, что они дают что-то особенное, развивают такие качества, какие не под силу развить другим предметам. Как раз рассуждать логически учит любой школьный предмет при грамотном его преподавании.

Недостаток школьного образования в том, что оно не учит применять полученные знания на практике. И дети в полученных знаниях, формулах и алгоритмах не видят реального практического наполнения. Чтобы научить ребёнка устанавливать связь между делами и теоретическими знаниями, нужно привлечь его к полезному труду. Но к какому? Какой полезный труд, доступный школьнику, потребует серьёзных знаний математики, химии, биологии? Здесь и помогут шахматы. Эту старинную интеллектуальную игру можно без оговорок назвать интересной для ребёнка и полезной ему деятельностью, у которой теория и практика неразрывно связаны.

Комментарий: Сергеева Татьяна Геннадьевна, учитель изо и технологии: «В моей школе шахматы идут внеурочной деятельностью и пользуются популярностью у деток, многие занимаются в специальных студиях/центрах. Но я бы не ставила оценки, возможно, подошла бы вузовская система оценивая «зачёт/незачёт».»